Самоходный плашкоут-тендер

Самоходный плашкоут-тендер Самоходный плашкоут-тендер

Самоходный плашкоут-тендер. Строились в блокадном Ленинграде для транспортировки грузов через Ладогу.
Музей "Дорога Жизни".

 
Проект был разработан специалистами тех. управления КБФ весной 1942 г.
Задание на постройку 50 тендеров и плашкоутов для "Дороги жизни" было выдано ленинградским судостроителям 7 мая 1942 г. Они должны были быть построены к 1-10 июня. В чертежи приходилось вносить изменения, сообразно имеющимся материалам и технологическим возможностям. В качестве двигателя использовался 75-сильный мотор от автомобиля ЗИС-5, а трюм имел объем ок. 30 куб.м. Это означало до 15 т муки в мешках или 70-75 чел.
 
Суда строились почти на всех верфях блокадного города - на Адмиралтейском, Балтийском заводах, Петрозаводе, заводе "Судомех", заводе им. А. А. Жданова, на Усть-Ижорской верфи (пос. Понтонный). К июлю 1942 г. были сданы Ладожской флотилии 115 тендеров и плашкоутов, включая два нефтеналивных.
О том, чего стоило рабочим выполнение этого задания, можно судить, например, по тому, что сотню метров к месту спуска люди тащили тендеры вручную — был введен блокадный лимит на использование электроэнергии. В навигацию 1942 г. тендеры и плашкоуты сделали 13 177 рейсов, перевезли 246836 человек и 101294 т. грузов, в основном продовольственных.
Около 43% эвакуированных в то лето и осень ленинградцев было перевезено на Большую землю этими суденышками. Авиация противника не смогла потопить ни один из них!
"Товарищ тендер",- ласково и уважительно называли моряки Ладожской военной флотилии эти кораблики. После прорыва блокады в 1943 г. эти суда перебросили на Азовское море, где они обеспечивали перевозку десанта и грузов на Керченский полуостров, а в 1944 г. снова работали в наших местах в качестве десантных судов — участвовали в Выборгской (освобождение Берёзовых о-вов) и Тулоксинской десантных операциях, а затем — в переброске воинских частей через Узмень — пролив между Псковским и Чудским озерами.
Перевозили десант для освобождения Моонзундских островов. После войны служили до 1979 г. А этот, запечатленный на фотографии, после ремонта на ЛАО в 1983 г. передан музею "Дорога жизни".
 
Материал: vk.com/flotilla

 

Другие материалы в этой категории: « Буксир "Ижорец №8" Музей "Дорога Жизни" »
Координаторы "Карьялан.ру":
E-mail: contact@karjalan.ru
Телефон: +79114217813
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на karjalan.ru обязательна
Copyright © Карьялан 2006 - 2013