Понедельник, 30 Ноябрь -0001 00:00

Сюжеты петроглифов

Карельские петроглифы разнообразны по своей тематики. Мы встречаем здесь одиночные сцены, целые баталии, отдельных персонажей и мифических существ, сцены какого-либо общинного действия, таинства…

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Ученые попытались сгруппировать и классифицировать рисунки. И вот, что у них получилось:

 

Карельские петроглифы разнообразны по своей тематики. Мы встречаем здесь одиночные сцены, целые баталии, отдельных персонажей и мифических существ, сцены какого-либо общинного действия, таинства…

 

Петроглифы Карелии фото

 

Ученые попытались сгруппировать и классифицировать рисунки. И вот, что у них получилось:

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Основные сюжеты петроглифов:

1. Лесная охота.

Охота лесная и морская занимала огромное место в жизни древнего человека. Эти промыслы требовали тщательной, долгой подготовки, определенной сноровки, магических действий для улучшения качества и результатов, подготовки и посвящения молодых воинов.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Промыслы отнимали много сил и часто не все возвращались обратно. Все эти «переживания» древний человек отображал в своем мире наскальной живописи. Мы встречаем изображения зимней охоты на лосей и морской на белуху, охоты с копьем на медведя, единоборство с медведем.

 

Петроглифы Карелии фото

 

2. Птицы.

Очень любили изображать древние люди птиц. Но особенно чтили такую птицу, как ЛЕБЕДЬ.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

Исследователь петроглифов Карелии Надежда Лобанова отмечает, что ничего подобного в других странах нет. Эту уникальность мы можем наблюдать только в нашем крае. Ничего удивительного! Грациозная белая птица – олицетворение чистоты, гармонии, красоты, увиденная в северном крае, могла привнести множество таинственных легенд и историй.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Вполне возможно, люди считали, что Лебедь – это священная птица, и даже принимали эту птицу за своего тотемного предка. Часто птицы изображены больших размеров (например, длинной 4 см), с длинными шеями. Присутствуют даже рисунки птиц с ушами. Изображалась и охота на птиц.

 

Петроглифы Карелии фото

 

3. Морская охота.

Мы встречаем сцены охоты древних людей на белух в Белом море. Они чрезвычайно выразительны и неповторимы и по праву являются шедеврами среди петроглифов Карелии. Ученый мир просто застыл от восторга и удивления, когда Экспедиция Юрия Савватеева открыла композицию, на которой изображена огромная лодка с 12 охотниками.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Морская охота была самой опасной и была большим испытанием для древнего человека, поэтому оставляла самые сильные впечатления. Морской зверь мог вести себя очень разно на воде, а раненый зверь был очень непредсказуемым: мог перевернуть лодку с охотниками, утащить в море, разрушить, ранить охотника. Морской охоте, как и лесной, сопутствовал целый ряд магических действий. Эти впечатления и переносились на «листы каменной книги», которые могли послужить отличным учебником для нового поколения.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

4. Мир животных.

Животный мир очень широко представлен в наскальной живописи Карелии. Среди изображений преобладают лоси и олени. Их фигуры обычно везде стандартны, но есть и необычные гравировки и образы. Изредка встречаются медведи, бобры и выдры. Реже всего встречаются змеи, лисицы, волки и даже собаки.

 

Петроглифы Карелии фото

 

5. Мир человека.

Уникальность карельских петроглифов состоит в том, что в них широко представлен мир самого древнего человека. Достаточно подробно и целостно. Древний человек является центральной фигурой многих наскальных рисунков. Часто человек изображается в действии, в занятии каким-либо ремеслом (рыбалка, охота). В его руках орудие труда или оружие – лук, копье, дубина (лыжные палки).

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Довольно часто подчеркивается пол человека – особенно у мужчин. Ребенок изображается в связи с темой продолжения рода, в «некой связке»: мужчина-женщина-ребенок. Некоторые сцены продолжения рода образовали устойчивое выражение – «КАРЕЛЬСКАЯ КАМАСУТРА». На многих наскальных изображениях – человечки пляшут.

6. Вражда.

Присутствует в наскальной живописи и древняя первобытная вражда. В 1936 году на р. Выг ученый В.И. Радонежский открыл петроглифы Старой Залавруги, подобных которых нет нигде. На них изображены сцены вражды и столкновений древних людей – первые «военные рисунки».

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Их тематика и местоположение разнообразны – и на суше, и на воде. В руках древних людей – лук, стрелы, дубины. Герои рисунков часто просто утыканы стрелами, часто стреляют сами, спасаются бегством, ранены или убиты.

7. Бесы.

«Бесы» - так называют выбитые на скалах Карелии большие фигуры то ли людей, то ли полулюдей. Их происхождение и трактовка до сих пор под вопросом. Многие ученые пытаются разгадать тайну этих символов. А между тем они молча хранят свою историю и продолжают вызывать чувство страха, потрясения, таинственности, мистики у посетителей петроглифов. Очень много легенд уже сложилось на фоне этих воздействий.

 

Петроглифы Карелии фото

 

Этих загадочных фигур всего ТРИ:

Две фигуры «Беса» находятся на Онеге, и одна на р. Выг.

А. Самая знаменитая фигура – ОНЕЖСКИЙ БЕС.

Эта фигура образует таинственную триаду (+ выдра, налим) и является композиционным ядром скопления петроглифов на оконечности мыса.

Голова Беса выполнена контурной линией, обозначен широко открытый рот. Один глаз выбит в виде круглого пятна, другой изображен контурно – в виде окружности с точкой в центре. Туловище напоминает вытянутый прямоугольник, голова тоже практически такой же формы. Пятипалые руки подняты вверх, ноги согнуты в коленях и широко расставлены. Такая поза встречается у многих фигур, напоминая танец, тайный ритуал, действие, направленное в пространство и время.

Бес достигает длины 2,5 метра, через которую проходит глубокая трещина. Края трещины обиты. По мнению исследователя А.М. Линевского трещина здесь неслучайна! Она строго делит изображение пополам, придавая особое значение рисунку – возможно через трещину «кормили» Беса, принося ему жертвы для хорошей охоты, рыбалки. (Трещина проходит строго по центру рисунка, словно образует гортань, пищевод, желудок «Беса»). Возможно, верили, что через трещину можно было попасть в другой мир.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

ОЧЕНЬ интересную трактовку Онежского Беса предложил исследователь А. Попов.

Он соотнес целостную картину наскального мира с топографическими особенностями данной местности.

«Но если взять топографическую карту места схождения водоразделов трех морей, то все эти фигуры окажутся изображениями верховий реки Сойды и её многочисленных притоков. Непонятные кружки-кольца – это озера, откуда вытекают два ручья, которые сливаясь, образуют «человеческую фигуру» - Сойду. «Ветки» на голове – два падающих в озеро ручья. Изображение «человеческой ноги» - отрезок, напоминающий «ногу» речной долины. !!! Возможно, это одно из первых в мире использование топографических карт».

А. Попов изложил и более глубокий анализ изображения самой фигуры Беса, связав ее с мифологией скандинавских народов. Считалось, что в отдельном от нас по времени предвечном мире были рождены первые скандинавские боги – братья Один, Вилле и Ве – которые убили великана и из его тела выстроили землю.

Вот эту «триаду» исследователь и перенес на три крупных изображения – «Бес», «Выдра» («Ящерица»), «Сом» («Налим»). Он указал на непосредственную связь этих фигур между собой и фигурами, которые расположены около этой «триады».

«А ведь, возможно, что все это масштабное изображение – проекция «Мирового Древа». Фигура «Беса» - возможно, изображение Одина, древнего и грозного. Поэтому ему поклоняются. Один глаз «Беса» (слепой – «черная точка») смотрит в царство мертвых, другой (зрячий – «круг») – в царство живых. Лицо изображения пересекает серповидный знак – возможно, это символ луны (месяца), символ ночного мира. Рядом с головой «Беса» мы видим изображение круга с точкой в центре, так называемый «третий глаз». Возможно, это – «глаз» - мудрость, а, возможно, и символ солнца, символ мира живых».

Исследователь К.Д. Лаушкин трактует знаменитую «триаду» по-своему:

«В центре – женское божество смерти, которое можно сравнить с владычицей Туонелы из карелофинских эпических песен… Справа и слева от богини, почти на одинаковом от неё расстоянии, неизбежные спутники смерти, вызывающие чувство гадливости и ужаса, - скользкий налим и ползучая гадина»».

По версии ученого Линевского: «Бес» - хозяин суши и, возможно, ветра. «Налим» - хозяин дна озера и одновременно дух добра. С выдрой связано представление о зле.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Ученый А.П. Журавлев выдвинул свою теорию тайны рисунков «Бесого носа»:

В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела. Покинув "Богом проклятое место" Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии. Бес по их мнению это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей от грозных сил нижнего мира.

Таким образом, фигура «Беса» и его «спутников» имеет несколько трактовок. Все они уникальны, интересны и имеют место быть. Ученые до сих пор разгадывают тайные послания, зашифрованные древним сознанием в камне.

Б. Беломорский Чёрт или Бес (Бесовы следки).

Это изображение длиной 80 метров. На поднятой и согнутой в локте руке Беса – 5 увеличенных пальцев, на голове выступ – возможно, головной убор или ухо (напоминающее звериное). Фигура имеет горбатую спину и гипертрофированный фаллос. Все исследователи беломорских петроглифов отмечают «Беса» как мифологического персонажа. На скальной поверхности изображены «следы Беса». Судя по ним, бес двигался сначала параллельно берегу реки к белому морю, затем «остановился» на краю скалы. Чтобы преодолеть расщелину в скале, Бесу пришлось «совершить прыжок».

 

Петроглифы Карелии фото

 

Ученый А.М. Линевский интерпретировал фигуру, как образ «духа-хозяина» водной стихии. (один след беса «придавил» голову белухи, другой выбит поверх головы крупного лебедя – подчинение бесу обитателей водной стихии).

Существует мнение, что у «Бесовых следков» совершались ритуалы перед началом сезонной охоты. Призвание магическими средствами удачу и успех промысла. Расположение «Беса» у порога – не случайно!

По поверьям народов Севера, через непокрытый льдом водоем возможно общение с «иным миром». Незамерзший участок служил «неким порталом» между «своим» миром и мором «нижним». Большие размеры «Беса»- преувеличенные – свидетельствуют о высоком статусе.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

В. «Шальская Венера».

Этот рисунок был найден эстонской экспедицией в конце 80х – г.г. XX в. на полуострове Кочнаволок п.Шальсого в устье р. Водлы. Петроглиф напоминает женщину. Ее длина более 1 метра. Туловище яйцеобразно. Ноги согнуты в коленях, согнутые руки подняты вверх. В туловище, возможно, изображено «женское начало». Ученые дали название этому изображению – «Шальская Венера».

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

6. Загадочные знаки.

Наиболее жаркие и длительные споры вызывали изображения таинственных полумесяцев и кругов (дисков). Одни ученые считают, что это солнечные и лунные символы, другие видели в них знаки лунного календаря древнего человека, позволяющие предсказать заходы и восходы луны. Присутствуют неоднозначные изображения жезлов с треугольником на конце и отходившем в другую сторону отростком в виде лосиной головы.

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Материал:

Н.В. Лобанова Тайны петроглифов Карелии. Петрозаводск, 2005.

А.М. Жульников Петроглифы Карелии: образ мира и миры образов. Петрозаводск, 2006. (иллюстрации)

А. Попов. Карельские петроглифы: все намного интереснее // "Молодежная газета Карелии", Петрозаводск, 2010.

Загадки Пери Носа //"Карелия", Петрозаводск, 2009.

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Петроглифы Карелии фото

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

 

Наскальная живопись скандинавии танцы

Координаторы "Карьялан.ру":
E-mail: contact@karjalan.ru
Телефон: +79114217813
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на karjalan.ru обязательна
Copyright © Карьялан 2006 - 2013